Анализ особенностей нарисованных фигур

Особенности графического рисования отдельных членов семьи могут дать информацию большого диапазона: об эмоцио­нальном отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том, каким ребенок его воспринимает, о "я-образе" ребенка, о его половой идентификации и т.д.

При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращать внимание на:

1) количество деталей тела. Присутствуют ли: голова, воло­сы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ногти, ступни;

2) декорирование (детали одежды и украшения): шляпка, воротник, галстук, банты, карманы, элементы прически, узоры и отделка на одежде;

3) количество использованных цветов для рисования фигу­ры.

Хорошие эмоциональные отношения с Анализ особенностей нарисованных фигур человеком сопровож­даются большим количеством деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов.

Большая схематичность, неоконченность рисунка, пропуск существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать наряду с негативным отношением к человеку также на агрес­сивные побуждения к нему.

Дети, как правило, самыми большими рисуют отца и мать, что соответствует реальности.

Некоторые дети самыми большими или равными по величи­не с родителями рисуютсебя.

Это связано с: а) эгоцентричностью ребенка; б) соревновани-gpi за родительскую любовь, исключая или уменьшая при этом "конкурента".

Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя ри­суют дети, которые: а) чувствуют свою незначительность, не-яужность; б) требующие опеки, заботы Анализ особенностей нарисованных фигур со стороны родителей.

Информативным может быть и абсолютная величина фигур. Большие, через весь лист, фигуры рисуют импульсивные, уве­ренные в себе, склонные к доминированию дети.

Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством опасности.

При анализе следует обращать внимание нарисование от­дельных частей тела:

1. Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей.

Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, длинны­ми пальцами, то это часто связано с агрессивными желаниями.

Иногда такие рисунки рисуют и внешне спокойные и покла­дистые дети. Можно предполагать, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессив­ные побуждения подавлены Анализ особенностей нарисованных фигур. Такое рисование себя также может указывать на стремление ребенка компенсировать свою слабость, желание быть сильным, властвовать над другими. Это интерпретация более достоверна тогда, когда ребенок в до­полнение к "агрессивным" рукам еще рисует и широкие плечи или другие атрибуты "мужественности" и силы.

Иногда ребенок рисует всех членов семьи с руками, но "за­бывает" нарисовать их себе. Если при этом ребенок рисует себя еще и непропорционально маленьким, то это может быть связано с чувством бессилия, собственной незначительности в семье, с ощущением, что окружающие подавляют его актив­ность, чрезмерно его контролируют.

2. Голова — центр локализации "я", интеллектуальной дея­тельности; лицо — важная часть тела Анализ особенностей нарисованных фигур в процессе общения.

Если в рисунке пропущены части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, <)'ггороженность, аутизм. Если при рисовании других членов семьи ребенок пропускает голову, черты лица или штрихует нее лицо, то это часто связано с конфликтными отношениями с данным лицом, враждебным отношением к нему.




Выражение лица нарисованных людей также может быть индикатором чувств ребенка к ним. Однако дети склонны рц. совать улыбающихся людей, это своеобразный "штамп" в рц. сунках, но это вовсе не означает, что дети так воспринимают окружающих. Для интерпретации рисунка семьи выражения лиц значимы только в тех случаях Анализ особенностей нарисованных фигур, когда они отличаются друг от друга.

Девочки больше, чем мальчики, уделяют внимание рисова­нию лица, это указывает на хорошую половую идентификацию девочки.

В рисунках мальчиков этот момент может быть связан с оза­боченностью своей физической красотой, стремлением компен­сировать свои физические недостатки, формированием стерео­типов женского поведения.

Презентация зубов и выделение рта часты у детей, склонных к оральной агрессии. Если ребенок так рисует не себя, а друго­го члена семьи, то это часто связано с чувством страха, вос­принимаемой враждебностью этого человека к ребенку.

Каждому взрослому характерны определенные детали в ри­сунке человека, которые обогащаются с возрастом, и их Анализ особенностей нарисованных фигур про­пуск в рисунке, как правило, связан с отрицанием каких-то функций, с конфликтом.

У детей в рисунках выделяются две разные схемы рисова­ния индивидов разной половой принадлежности. Например, туловище мужчины рисуется овальной формы, женщины — треугольной.

Если ребенок рисует себя так же, как и другие фигуры того же пола, то можно говорить об адекватной половой идентифи­кации. Аналогичные детали и цвета в презентации двух фигур, например сына и отца, можно интерпретировать как стремление сына быть похожим на отца, идентификацию с ним, хорошие эмоциональные контакты.


documentawbdemj.html
documentawbdlwr.html
documentawbdtgz.html
documentawbearh.html
documentawbeibp.html
Документ Анализ особенностей нарисованных фигур